суббота, 1 октября 2016 г.

Воспоминания Наталии Борисовны Ждановой (Пыховой) (1946-2015) об учителях Поречья-Рыбного

Публикация Юлии и Дианы Ждановых
Близится профессиональный праздник - День учителя и мы решили с сестрой опубликовать отрывки из ее дневника.
Учителям посвящается…
Учителя средней школы пос. Поречья-Рыбного, около 1955 г. // Фото из собрания Поречской средней школы. Снимок сделан в одном из классов здания начальной школы.
1-й ряд, слева направо: Сироткина Антонина Ивановна (химия), Зубкова Мария Александровна (русский язык и литература), Балашов Николай Федорович (директор школы), Грубова Елена Александровна (математика), Маринина Нина Васильевна (география), Маринина Анна Дмитриевна (история), Власова Александра Васильевна (начальные классы).
2-й ряд, слева направо: Бокова Ольга Николаевна (биология), Костылева Мария Никитична (история),  Анфимова Зоя Геннадьевна (биология, ботаника), Орлова Екатерина Николаевна (математика), Мельникова Мария Васильевна (медсестра), Клочкова Мария Васильевна (русский язык), Моторина Екатерина Алексеевна (русский язык), Эстрина Софья Иосифовна (литература), неизвестная (?), Моторина Калерия Алексеевна (английский язык), Солдатова Муза Александровна (пионервожатая).
3-й ряд, слева направо: Урусовская Елена Николаевна (физика), Зубов Константин Никитич (физика, астрономия), Пластинин Константин Иванович (русский язык, литература), Пальцев Александр Иванович (лаборант кабинета физики), Власов Вениамин Константинович (математика), Маринин Игорь Леонтьевич (черчение), Соловьева Галина (?) (труды), неизвестная (?), Петрова Татьяна Ивановна (математика).
Учителя, которых я помню…

… подхожу к периоду, когда мне исполнилось 7 лет, и я пошла в школу. Моей первой учительницей была Анна Ивановна Лобова, мать моей подруги Нины. Скромная в одежде, сдержанная в эмоциях, знавшая и любившая свое дело. Её умное, проницательное лицо до сих пор у меня перед глазами. Она была строга и справедлива. Нам казалось, лучше нашей Анны Ивановны нет во всей школе. Помню первые уроки, огромный класс, где меня все время пересаживали. Прописи по чистописанию, буквы, красивые образцы, нужно было их копировать. Очень старалась, хотелось порадовать маму. Почерк у меня выработался и был почти лучше всех в классе, но конечно, впоследствии стал хуже. Училась я хорошо, была отличницей в начальной школе. Мама гордилась мною, но редко меня хвалила. Как-то это было в семье не принято. Считалось само собой разумеющееся. Хочется сказать всем мамам: больше хвалите своих детей, говорите с ними по душам! Ребенок как цветок, который ждет похвалы, как тепла и света. Требовать надо, но не в первую очередь. Сначала приласкайте и похвалите за любую мелочь. Иногда Анна Ивановна просила меня помочь и позаниматься с отстающими в классе. Я это воспринимала как награду.
Пластинин Константин Иванович - фронтовик, ростовчанин. Он приезжал на автобусе каждый день в Поречье. Мужчин –  учителей было мало, мы отнеслись к нему недоверчиво. Но, боже мой, как менялся этот человек, когда рассказывал нам у доски! Эмоции, артистичность были ему не чужды. Интересно он оценивал сочинения. Выше 4 за содержание не ставил никому. Что я только не делала, чтобы сочинение звучало красивей! Брала в библиотеке критические и биографические статьи, старалась переделать предложения так, чтобы они звучали, будто от моего имени. Константин Иванович был неумолим- 4 и не выше. А когда я спрашивала: «Почему?» «Я и сам на 5 не знаю» - был ответ.
Грубова Елена Александровна – интеллигентная, скромно одетая в один и тот же синий костюм, она была женой директора школы – Балашова Николая Федоровича. Она учила нас математике в 5 и 6 классе, перед пенсией, усталая, больная. Мы, конечно, не обижали ее. Но дисциплины особой на уроках не было. Только уже, будучи в ее возрасте я поняла, как ей было тяжело.  А ведь жили они в доме без удобств. Помню, заболела я свинкой в 6 классе. Таким удивлением для меня был ее приход к нам домой! Это были несколько минут, просто спросила, как я себя чувствую. В те годы было не принято ходить по домам. Вот такая мелочь, а запомнилась на всю жизнь.
Зубов Константин Никитич – или как его звали за глаза «Костя Зубов». Душевнейший человек, выходец из Поречья, высокий, статный мужчина, увлеченный своим предметом- физикой. Он не входил, он влетал в класс, говорил быстро, иногда взахлеб. От этого физика для меня так и осталась непонятным предметом. Некоторые предметы шли хорошо, но вот электричество было не постижимым. Зато 3-е парней нашего класса просто обожали его, понимали все с полуслова. Это им в последствии, конечно, пригодилось, особенно Гуленкову Б., ставшему летчиком испытателем.
Сироткина Антонина Ивановна – учитель химии, волшебница с мягким голосом, влюбленная в свой предмет и объяснявшая так, что всё даже самое трудное становилось понятным. Она всегда была одета в темное шерстяное платье, кое-где заштопанное. Моя мама сказала, что в этом платье она еще ее учила. В это трудно было поверить! Скромность и настоящая интеллигентность - ее основные достоинства. Сейчас таких учителей просто не может быть.
Кошкина (Зорина) Тамара Васильевна – Красивая, энергичная, она начала нас учить математике в 7 классе. Почти сразу заявила, что мы ничего не знаем за 6 класс. Началась борьба за знания, иногда сопровождавшаяся грубыми словами типа «бестолочь». Задавала она так много, что мы просто утонули в этом предмете. Что- то удавалось сделать самой, а вечерами, собравшись группой, мы шли в интернат к нашим деревенским одноклассникам и бессовестно списывали у них домашние задания, боясь на утро  навлечь на себя гнев молодой математички. Старания не прошли даром, все сложилось в стройную систему и позволило всем успешно сдать экзамены. Впоследствии мы с Тамарой Васильевной пересеклись по жизни неоднократно. Отношения стали даже приятельскими.
Маринина Нина Васильевна – в девичестве Кабанова. Их семья приехала в Поречье в эвакуацию из Ельца, да так и осталась. Нина Васильевна - двоюродная сестра Т.Н. Хренникова, председателя Союза Композиторов СССР. Она преподавала географию. Мягкий, южный говор звучал необычно среди ярославского «оканья». Она была большим эрудитом, читала много дополнительной литературы, речь ее была свободной, красивой, богатой. Это была женщина  величавая, с царственной походкой, любила яркие цвета одежды. А как пророчески она нам рассказывала про будущее глобального потепления, про тлеющий Горно-Карабахский конфликт, про редкие племена, живущие в Африке, цивилизацию Майя. Для нас ее уроки были окном в мир. Ведь телевизор мы впервые увидели в 8 классе. Да и тот был не дома, а куплен для заводского комитета. Нас пускали смотреть его вечерами, да и тот не каждый день.  Нина Васильевна была непререкаемым авторитетом.
Маринина Анна Дмитриевна- учитель истории - добрая душа. Я запомнила ее в шерстяном, бордовом платье, стоящей у карты с указкой, объяснявшей нам про государства Урарту, Месопотамию, Египет и его древнюю столицу Фивы. Могла ли я представить тогда, что когда-нибудь я окажусь в Фивах? Прокачусь на маленьком пароходе по Нилу? А и всего-то прошло 50 с лишним лет. Не только я, а и многие Ваши ученики, Анна Дмитриевна, повидали свет. А вот Ваше поколение знало все только по учебникам.
Бокова Ольга Николаевна – биолог. Красивая женщина, любившая свой предмет, но лично мне так и не смогла привить к нему любовь, как не старалась. Мы работали с ней на пришкольном участке, ставили опыты, выращивали диковинные для Поречья овощи. Запомнилась мне моя фотография: я стою на участке, а в руках огромная капуста кольраби. И почему эта очень нужная наука, не нашла путь к моему сердцу? Лишний раз это доказывает, что все науки любить невозможно. Кстати, муж Ольги Николаевны рано погиб и она одна вырастила двоих прекрасных детей.
Хочется рассказать, как я выбрала свою профессию. Любовь к английскому  языку проявилась буквально с первых уроков. Зашла в класс волшебница в крепдешиновом  платье с голубыми глазами, наша классная руководительница с 5 по 8 класс Моторина Калерия Алексеевна. Именно благодаря ей, её таланту, умению работать с детьми, я сразу сказала себе: « Я буду как она!». Куда мне было до нее, простой, деревенской девчонке, но идеал был найден. Я с легкостью запоминала все с уроков. Многие списывали домашнее задание с моей тетради и удивлялись, как это я все запоминаю.  Калерия Алексеевна была бесподобным классным руководителем, мы ставили сценки из книги о Томе Сойере на английском языке, проводили различные праздники, костюмированные представления. Запомнился «Кошкин дом», где я была курицей, а петухом был мальчик, который мне очень нравился. И как она угадала? Но сказать, чтобы она меня очень хвалила, не могу. Может быть, из-за моего неровно характера. Ну, а мы её просто обожали.  Вечерами подсматривали, кто же из парней пойдет ее провожать, обсуждали, делали прогнозы.
Желание знать больше было всегда. Я читала книги на английском языке для дополнительного чтения,  простые для сегодняшнего дня: «Таинственный остров», «Робинзон Крузо» и др. К 10 классу все еще метались, кем быть. Только я, да еще 2-е мальчишек знали  точно. Они собирались стать летчиками, а я учителем английского языка….   
© 2012 Жданова Наталья
Здание начальной школы в Поречье-Рыбном, 1950-е гг. // Фото из собрания Игоря Леонтьевича Маринина
Здание средней школы в Поречье-Рыбном 1950-е гг. // Фото из собрания Игоря Леонтьевича Маринина
Учитель английского языка - Наталия Борисовна Пыхова, около 1971 г. // Собрание семьи Ждановых

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...