вторник, 24 октября 2017 г.

Евангелие 1759 года

Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского филиала ГМЗ "Ростовский кремль" 20 октября 2017 г. ожидала встреча с произведением из собрания музея-заповедника, хранящегося в фонде редких книг. Старший научный сотрудник Александр Викторович Киселев рассказал об уникальном Евангелие 1759 года.


В России книгопечатание возникло в царствование Ивана Грозного и сразу же приобрело статус дела государственной важности. По царскому указу была организована первая русская типография, это предприятие стало одной из крупнейших типографий Европы. В 1564 г. первопечатники Иван Федоров и Пётр Мстиславец в Москве выпустили первую точно датированную русскую печатную книгу – «Апостол». В отличии от стран Западной Европы, где первые книги печатались преимущественно на латинском языке, в России получают распространение книги, напечатанные кириллицей.
Средневековую бумагу делали из льняных тряпок. Такая бумага намного прочнее современной, сделанной из древесной массы. Тряпки сортировали, мелко рубили и тщательно промывали в специальных ёмкостях, до тех пор, пока тряпки не распадутся в текучую водянистую массу. Специальной рамкой, стенки которой сделаны из деревянных брусков, а дно из проволоки, зачерпывали тонкий слой мокрых волокон, давали стечь воде и опрокидывали массу на кусок войлока, накрываемый сверху еще одним куском. Такие «бутерброды» из войлока и бумаги складывали один на другой во много слоёв и затем помещали под пресс для удаления излишков воды. После этого бумагу вынимали и вешали сушиться – как постиранное бельё. Готовые листы бумаги пропитывали животным клеем. Пропитка делала бумагу влагонепроницаемой и позволяла ей впитывать чернила, не давая им растекаться.
Проволочная рамка оставляла еле заметные полоски на полученной бумаге. Бумагопроизводители стали специально скручивать небольшие фигурки из проволоки и прикреплять их к рамке для того, чтобы знаки отпечатались на бумажной поверхности. Они незаметны, когда бумага сложена или переплетена в книгу, но отчетливо проявляются при рассмотрении бумаги на просвет. С помощью таких водяных знаков можно определить виды бумаги, производителя, датировку.
Из типографии книги выходили обычно без переплётов – в тетрадях. Лишь только «подносные» экземпляры, предназначенные для царя, членов его семьи, для патриарха и для высокопоставленных чиновников украшались дорогими переплётами. Также любой владелец книги, но уже за свои деньги мог по своему желанию поставить на книгу переплёт.
Очень распространённым был кожаный переплёт. В качестве крышек переплёта использовались доски, обычно дубовые, они прикрывали книжный блок снизу и сверху. Снаружи доски обтягивали кожей, которую украшали тиснением – иногда с серебрением и золочением. Также были распространены тканевые переплёты из бархата, парчи – с металлическими накладками: средник (обычно с сюжетом Вознесения) и четыре наугольника (обычно на них изображались евангелисты). Средник и наугольники по желанию заказчика могли изготавливаться из золота, серебра, финифти. Реже на книги устанавливали цельнометаллические оклады. В их основе также были доски, но вместо кожи или ткани использовались тонкие листы металла. Наиболее дорогие оклады изготавливались из золота, серебра, с использованием драгоценных камней. Стоит отметить, что книги использовались во всех слоях общества, начиная от царей и заканчивая крестьянами.
Исследователи получают богатый и интересный материал, позволяющий проследить судьбу книги, определить социальные группы, в которых она бытовала. Делается это на основе записей, которые сохранились на страницах книг. В них зафиксированы политические события, содержатся рассказы о чудесах, сведения бытового и автобиографического характера, отношение читателей к прочитанному тексту. Во время бытования книги на её страницах также могли появляться записи о купле-продаже данной конкретной книги, дарственные записи, записи фольклорного характера, которые в простой форме доносят до нас народную мудрость: «Аще кто хочет много знати, подобает ему мало спати», «Аще кто преупивается вином, тот бывает некрепок умом», «Человече, уму-разуму учися, старому лбу поклонися, разумного препочти, а с безумным не моги глаголати, да не будеши посрамлен». Очень распространены были записи вкладные, то есть рассказывающие о том, кто, когда и в какой храм вложил книгу, обычно для того, чтобы молились о нём (вкладчике), и о его родственниках.
Как раз похожая запись сохранилась на Евангелие 1759 года из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль». Книга была издана в Москве в Синодальной типографии, тираж составил всего лишь 600 экземпляров, без переплёта стоила каждая книга 15 рублей – весьма немалые деньги по тем временам. Текст напечатан в две краски: чёрную и красную. Книгу украшают гравюры четырёх евангелистов. Заставки, инициалы, концовки, рамки на полях – богатого растительного орнамента покрывают каждую страницу. В них угадываются изображения маков, плодов граната, тыквы, подсолнечника. Исследователи отмечают, что набор не случаен. В орнаменте использованы изображения растений, которые высыпают свои семена. Появляется мотив сеятеля – печатники ощущали себя сеятелями, несущими слово Божие и рассеивающими семена по всему свету.
Переплёт состоит из досок со шпонками, доски прикреплены к корешку тремя железными петлями. На верхней крышке украшения были утрачены, сохранились лишь следы от средника и наугольников и отверстия для их крепления. На нижней доске сохранилась темперная живопись по левкасу: сверху надпись «Изображение книги родства Иисуса Христа сына Давидова сына Авраамова». Под надписью изображение Бога Саваофа, от него летит голубь к среднику с сюжетом «Рождество Христово». Вокруг средника расположены 42 клейма с оплечным изображением праотцев и 4 ростовых изображения святых. Корешок обтянут красным шелком, в середине пришита парчёвая «розетка». Обрез блока золоченый с чеканным орнаментом.
Очень впечатляет размер этой книги: толщина 12 см, высота 73 см, а разворот составляет внушительные 103 см!
На последних листах данного экземпляра вкладная запись черными чернилами: «Сие святое Евангелие приложено церкве Вознесение Господне бывым креснянином деревни Покромитово Василем Федотовым Буклиновым».
Указанный храм находится в селе Марково Борисоглебского района Ярославской области, деревня же Покромитово – в полу километре от этого села. В 70-х годах ХХ века Вознесенский храм неоднократно грабился: воров интересовали иконы, дорогая церковная утварь. Чтобы уберечь от разграбления оставшееся имущество, местные жители обратились с просьбой в Борисоглебский музей, в который церковные вещи были переданы в 1979 году. Возможно, что в числе церковных предметов в музей поступила и данная книга. В настоящее время книга хранится в запасниках государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» в составе фонда редких книг Борисоглебского филиала.
Книги кириллического шрифта – драгоценная часть духовной и материальной культуры нашего прошлого, собирая и изучая которые мы обогащаем наше историческое знание. К числу таких драгоценных частиц принадлежит и Евангелие 1759 года.
Александр Киселев














Комментариев нет:

Отправить комментарий

Борисоглебский музей - встреча в клубе «Яблочный пирог», 20 апреля 2018.

20 апреля 2018 г. в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский прошла очередная встреча в клубе «Яблочный пи...